Йерба мате на домашнем рынке (в Южной Америке)
В Южной Америке этот напиток (йерба мате) довольно недорог по сравнению с чаем или кофе. В целом, питье мате очень популярно среди людей. Кроме того, йерба служит заменой чая и кофе потребителям с низким доходом.
В обороте мате участвуют, с одной стороны, мелкие производители, которые почти не имеют слова в установке цен, и, с другой стороны, представители индустриального сектора, определяющие условия, в которых развивается этот бизнес.
Производители могут быть как предприятиями полного цикла, так и компаниями, занимающимися обработкой мате на определенном этапе. Так, они могут принадлежать к кооперативу, который лишь сушит листья, а затем продает продукцию;это может быть компания, арендовавшая оборудование для сушки йербы и самостоятельной продажи продукции; совсем мелкие компании просто собирают листья парагвайского падуба на плантациях и продают их другому производителю; и, наконец, кое-кто так же продает листья падуба, но какому-то крупному промышленному предприятию (заводу).
У мелких производителей нет выбора, кроме как продавать свою продукцию большим компаниям без какой-либо обработки и поэтому без дополнительной стоимости. Как следствие, появляются те, кто зарабатывает меньше в целой цепи производства.
Цены на йерба мате увеличиваются, начиная с этапа собранных листьев, заканчивая упакованным продуктом, продающимся в супермаркете. Каждый килограмм йербы в супермаркете произведен из 3 килограммов свежих листьев.
Цена собранных зеленых листьев — где-то около 0,05 – 0,08 аргентинских песо (приблизительно 0,01 фунт). Половина этой стоимости идет владельцу земли, половина — рабочему, называемому “tarefero” (их существует более 40 000).
Рабочий tarefero пакует листья мате по мешкам
Зеленые листья отвозятся к местам высушивания в течение первых 24 часов после сбора, где над ними производятся процедуры “zapecada”, высушивание и “canchada”.
Существует 200 “secaderos” (сушилок), способных обработать 40 000 кг в день. Две тысячи рабочих нанимаются для этого процесса. Цена листьев на этом этапе – 0,39 Аргентинских песо за килограмм (приблизительно 0,08 фунтов), листья потеряли 50 % влажности. Именно в этом виде (canchada или до измельчения) они экспортируются в соседние страны (Бразилия, Парагвай и Уругвай). Это позволяет производителям самим завершить процесс, приспосабливая продукт ко вкусу местных потребителей.
Листья, обработанные canchada, выдерживают в течение 9 — 24 месяцев, а затем отвозят на завод. В Аргентине приблизительно 50 заводов, 12 из которых — самые значительные. Заводы обрабатывают листья canchada, размалывая, смешивая элементы в разных пропорциях и упаковывают. На этой стадии цена за килограмм составляет 0,63 аргентинских песо (0.20 фунтов). Коммерциализация или процесс торговли увеличивает эту цену, достигающую в универсаме 2 $ за килограмм (0,42 фунта).
Большие сети супермаркетов определяют цену и условия оплаты практически самостоятельно. Только 12 главных заводов могут удовлетворить все запросы супермаркетов. Три бренда — соответствующие трем главным заводам — покрывают 50 % продаж на местном рынке. Эти компании в порядке значимости:
1. Establecimiento Las Marías (главный фирменный знак Taragüi),
2. Molinos Río de Ла-Плата (главный фирменный знак Nobleza Gaucha)
3. Empresa Mate Larangeira Mendez (главный фирменный знак Cruz de Malta).
Первый производитель расположен в провинции Корриентес и производит свою собственную продукцию, в то время как другие два покупают сырое сырье у фермеров провинции Миссионес и размалывают его в близ Буэнос-Айреса и Санта Фе.
Цены на местном рынке
Еще двадцать лет назад цена на йербу была устойчива. Вплоть до 1995 года. В течение этого времени шло постоянное увеличение производства, однако, увеличивающийся объем поглощал растущий спрос. С 1995 увеличение производства превзошло спрос и цена сильно снизилась.
Другой фактор снижения цен — увеличение незаконной упаковки мате (измененного добавлением других трав, что ухудшало его качество и снижало цену). Это — следствие плохого контроля со стороны государства с одной стороны, и потребности некоторых мелких производителей заработать, прибегая к продаже своего урожая.
Вместе с сильной девальвацией аргентинской валюты в 2002 году, цена большинства напитков повысилась. Сокращение спроса на местном рынке держало цену на йербу относительно низкой, увеличившись только на 12% (против 51% у чая), с 1,15 $ до 1,28 за 500-граммовый пакет (приблизительно 0.24 фунта).
Затем в производстве йерба мате наступает трудный период: увеличение производительности полей и снижение потребления на местном рынке, организованном так, чтобы поддерживать достаточно низкие цены. Первичные производители не получили никаких выгод от девальвации, которая имела место в первом месяце 2002 года и все еще сталкиваются с трудностями, связанными с увеличением поставок.
Благодаря Законодательному Акту номер 25564, был создан Национальный институт Йерба Мате (Instituto Nacional de la Yerba Mate — INYM), целью которого является улучшение экономического положения фермеров. Эксперты соглашаются, что существует необходимость продвижения потребления йерба мате как на внутреннем рынке (средний аргентинец потребляют приблизительно 7,5 кг в годы), так и за границей.